Урок русского языка в 5 кл. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Главное слово и зависимое слово в словосочетании


Словосочетание | интернет проект BeginnerSchool.ru

Как Вы думаете, что более конкретно называет предмет слово или словосочетание? Давайте подумаем, например, слово ручка. Что Вы представляете, когда слышите это слово?

Может ручку ребенка или ручку кастрюли, а может быть пишущую ручку. Видите, как конкретизирует предмет словосочетание.

Ранее мы уже говорили о том, что такое словосочетание, повторим ещё раз и более углубленно.

Итак, сочетание двух или более слов, связанных между собой по смыслу, называются словосочетанием.

Обычно в словосочетании одно слово главное, а другое – зависимое.

Например:

Глиняная миска, морс из клюквы, учиться в школе.

Давайте посмотрим на строение этих словосочетаний.

В первом случае (глиняная миска) это схема прилагательное + существительное, (что? – миска: сущ., миска какая? – глиняная: прил.).  Причем, главным словом в этом словосочетании является существительное миска, а зависимое слово – прилагательное глиняная.

Вот так это словосочетание будет выглядеть на схеме:

словосочетание

Давайте построим схемы других словосочетаний из примера:

Давайте рассмотрим картинку:

На картинке мы видим разные столы. Просто слово стол не объясняет, какой это стол. Добавив к слову стол прилагательное, мы объясним какой это стол.

Например:

компьютерный стол, кухонный стол, письменный стол.

Таким образом, мы определили, что в данных словосочетаниях главным словом является существительное стол, а слова прилагательные компьютерный, кухонный и письменный – зависимые. Составим схему для этих словосочетаний:

Рассмотрим пример других словосочетаний со словом стол:

писать на столе

подойти к столу

положить на стол

В данных словосочетаниях слово стол не является главным. Здесь главным является глагол, а существительное стол – зависимое, так как оно конкретизирует глагол:

Что делать? Писать – гл. Писать на чем? На столе – сущ. в предложном падеже.

Что делать? Подойти – гл. Подойти к чему? К столу – сущ. в дательном падеже.

Что делать? Положить – гл. Положить на что? На стол – сущ. в винительный падеже.

Давайте рассмотрим этот вопрос на примере двух словосочетаний:

  1. древний дуб
  2. древние дубы

Итак, схема этих словосочетаний прил. + сущ., причем сущ. является главным словом, а прил. – зависимым. Но чем же они отличаются?

В первом случае, существительное дуб в единственном числе, а во втором – во множественном. Число зависимого слова – прилагательного меняется в зависимости от числа главного слова – существительного.

Мы получили правило:

В словосочетании зависимые имена прилагательные употребляются в том же числе, что и существительные.

Давайте рассмотрим ещё один пример:

  1. вишневый сок
  2. сок из вишни

Чем схожи эти словосочетания? Они описывают одно и то же, но схемы у них разные:

Здесь есть сходство в значении: предмет и признак предмета.

Словосочетания, как и слова, могут быть близкими по значению, несмотря на различие в их строении

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Согласование, управление, примыкание.

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Согласование, управление, примыкание.

Бағыты: Русский язык Бөлімі: Ашық сабақ Сыныбы: 7 сынып

Цель урока: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Задачи урока: • Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении слов в словосочетании; умение находить главное и зависимое слово 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3)обучение умению связно излагать свои мысли. • Развивающие: 1) развитие мышления, навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; • Воспитательные:1)Воспитание любви к русскому языку

Конспект урока

Класс:

7

Предмет:

русский язык

Дата проведения:

Тема урока:

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Согласование, управление, примыкание.

Лексическая тема:

Техника вокруг нас.

Цель урока:

систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

  • Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении слов в словосочетании; умение находить главное и зависимое слово

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3)обучение умению связно излагать свои мысли.

1) развитие мышления, навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

  • Воспитательные:1)Воспитание любви к русскому языку

Метод:

«Стратегия критического мышления через чтение и письмо» (кластер, рисунки,

синквейн

, эссе

, «Свободное письмо»; « Корзина идей»;    «Перепутанные логические цепочки»; « Кластер»;

таблица «Знаю – хочу знать — узнал»;

синквейн

; анкетирование.

)

Приёмы:

беседа, анализ текста, чтение, устные выступления учащихся.

Оборудование:

интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.

Эпиграф:

Язык неистощим в

соединении

слов.

А.С. Пушкин.

Структура урока

I

.Организационный этап

(2 мин.)

II

. Опрос домашнего задания (5-7 мин)

III

.Формирование новых знаний (15 мин.)

III

. Минута психологической разгрузки (3 мин.)

IV

. Закрепление новых знаний (7-10 мин.)

V

. Подведение итогов, рефлексия (3 мин.)

VI

.Информация о домашнем задании (1 мин.)

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Психологический настрой.

Дети повернувшись к гостям, приветствуют в виде песенки:

- Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня,

Здравствуйте, все, кто верит доброте,

Здравствуйте, все, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

- Я желаю вам, ребята, творческих успехов и активности на сегодняшнем уроке.

Ребята, у вас на партах лежат "Словарики

настроений-смайлики

". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (

д

оброе, весёлое,

грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

-

Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня тоже радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

2.

Проверка Д/З

«Мозговой штурм»

– Что изучает синтаксис? 

(Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение )

– Что такое словосочетание? 

(Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

– Из чего состоит словосочетание? 

(Из главного слова и зависимого)

– Назовите виды словосочетаний по главному слову? 

(Именные, глагольные и наречные)

– Назовите типы связи в словосочетаниях? 

(Согласование, управление и примыкание)

– Что не является словосочетанием? 

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)
  • Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

Я тетрадь свою открою 

И как надо положу 

Я, друзья от вас не скрою 

Ручку я вот так держу. 

Сяду прямо, не согнусь 

За работу я примусь.

Давайте запишем в тетрадь число. (Десятое марта. Классная работа)

-

Ребята,

к

ак вы

видите

,

на доске словосочетания. В ч

ё

м необычность этих словосочетаний? Распеределите их в три группы. Почему ты вы их так

распределили? (1 группа малые реки, добрые слова, 2 группа уехал вовремя,

верят в дружбу, 3 группа служат верно, слишком громко)

Малые реки, верят в д

ружбу, добрые слова

, уехал вовремя, служат верно, слишком громко.

Тему сегодня

шнего урока «

Словосочетание.

Способы связи слов в словосочетании

: согласование, управление, примыкание

»

4.Актуализация знаний.

Игра – тест. Словосочетание

Обратите внимание на тему нашего урока.

-

Как вы думаете, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

5.Итак, обобщим имеющиеся знания.

Схема-кластер по теме

«

С

ловосочетание

».

главное слово зависимое слово

синтаксис

СТРОЕНИЕ

предложени

е

ТИП

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ВИД

именное глагольное наречное

согласов

управле

н

примык

– Что такое согласование? Управление? Примыкание? 

(

Согласование 

– это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. 

Управление

 – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. 

Примыкание

 – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

5. Физкультминутка.

Игра в мяч.

- Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни (деревенская дорога)

Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром (раннее утро)

Сок из винограда (виноградный сок)

6.Закрепление .

Работа с учебником.

Упр

75

стр

35,

упр

78

стр

35.

Разминка «Верно-Неверно»

- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

1 Верно ли, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.( Да.)

2.Верно ли , что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование).

3. Верно ли , что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?( Да.)

4. Верно ли , что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.(Да.)

5.Верно ли , что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да).

6.Верно ли , что сочетание «

Вода журчит

» - управление. (Нет, грамматическая основа предложения).

7.Верно ли , что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да).

Наш урок подходит к концу. Прежде чем вы за

кончить урок

проведем игру «Узнай незнакомца»

Игра «Узнай незнакомца». Расскажите о нем, дайте ему характеристику.

Своих незнакомцев мы условно назовём цифрами 1, 2, 3. Все они

руководители известных фирм.

Незнакомец 1 (с)

– очень ответственный и целеустремлённый. Он общительный и доброжелательный, уважает своих сотрудников. Умеет всегда настроить их на совместную продуктивную деятельность. В результате, у него всегда всё получается. Его коллектив очень дружный и сплочённый. Один без другого никуда. Все радости и печали пополам. Совместная творческая работа ведёт к процветанию фирмы.

Незнакомец 2(

п

) ,

в отличие от первого руководителя, уделяет больше внимания себе, чем другим, он вообще никого вокруг не замечает. Его не интересуют люди, с которыми он работает. О совместной деятельности не может быть и речи. От такого руководителя страдают интересы фирмы, сотрудники тоже живут обособленно.

Каждый сам по себе. Один день как две капли воды похож на другой. Жизнь в этом коллективе скучна и неинтересна.

Незнакомец 3(У) -

более деятельный руководитель. Он вникает в работу своих сотрудников, но предпочитает авторитарные методы. Любит, чтоб его слушались и беспрекословно выполняли только его поручения. Совместная деятельность в этом коллективе не получается, потому что не учитываются интересы сотрудников. Когда один человек решает за весь коллектив, он лишает других людей творчества и вдохновения.

Рефлексия.

Самооценивание

- А сейчас оцените свою работу на уроке.

- Если вы были активными, выберите

синий цвет

, если вы были внимательными -

желтый цвет

, если вы были артистичными -

зеленый

Пожалуйста, покажите свой выбор. 

Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

Д

омашнее задание

:

1. Выполнить задания по учебнику стр35, упр.78

2. Составить диалог, используя виды словосочетаний.

SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

                   Крайне скверно

                    Плохо

«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Приложени

е

Карточка Дополнительное задание:

допишите предложения.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове

в

определённом

падеже

,

называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Карточка Дополнительное задание:

допишите предложения.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже,

называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Карточка Дополнительное задание:

допишите предложения.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже,

называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Карточка Дополнительное задание:

допишите предложения.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже,

называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Карточка Дополнительное задание:

допишите предложения.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже,

называется ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Тест

Определите словосочетание со способом связи согласование.

А) хозяин Арктики С)

 

подкожный жир

В) связано с морем Д) переносить бескормицу

 

Определите словосочетание со способом связи управление.

А) полярное лето С) хорошо видит

В)

 

греет медведя

 

Д) короткая пробежка

 

Определите словосочетание со способом связи примыкание.

А)

 

подрасти хорошо

 

С) залегает в берлогу

В) суровая жизнь Д) с удивительным терпением

 

Найдите грамматическую основу предложения.

А) не сдувается ветром С)

 

поднимается температура

В) жизнь медведя Д) основная задача

 

Назовите словосочетание, в котором зависимое слово выражено наречием.

А) подросшие медвежата С) пойдет

 

дальше

В) шестьдесят килограммов Д) прикрывает

морду

 

Выберите и подставьте нужное слово (по содержанию текста).

Погружается в …

А) в сон С) в берлогу

В)

 

в спячку

 

Д) в воду

 

Назовите «лишнее» словосочетание (по содержанию текста).

А) лазает по льдам С) прекрасно плавает

В) глубоко ныряет Д)

 

лазает по деревьям

 

Найдите словосочетание с грамматическим значением

 

действие и предмет, на которое переходит.

А) хозяин Арктики С) полярное лето

В) полярное лето Д)

 

называют медведя

 

Найдите словосочетание с грамматическим значением

 

предмет и его признак.

А) прикрывает лапой С)

 

черные глаза

В) устраивает берлогу Д) хорошо видит

 

Что изучает синтаксис?

А) части речи С)

 

словосочетание и предложение

В) лексическое значение слова Д) строение слова

Проверка Д/

З

«Мозговой штурм»

– Что изучает синтаксис? 

(Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение

)

– Что такое словосочетание? 

(Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

– Из чего состоит словосочетание? 

(Из главного слова и зависимого)

– Назовите виды словосочетаний по главному слову? 

(Именные, глагольные и наречные)

– Назовите типы связи в словосочетаниях? 

(Согласование, управление и примыкание)

– Что не является словосочетанием? 

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.

ust.kz

Еще раз о связи слов в словосочетании

Как известно, слова объединяются в словосочетания не случайно, а по определенным законам, законам лексической сочетаемости. Но что же еще необходимо, кроме лексической сочетаемости,  для объединения слов?

Необходима подчинительная связь. В любом словосочетании мы найдем главное и зависимое слова, причем главное «командует» зависимому, в какой форме нужно  находиться. А зависимое слово «выполняет команды» в зависимости от своих грамматических характеристик.

Существуют следующие виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление и примыкание.  Рассмотрим подробнее каждый из этих видов связи.

Согласование

В самом названии заложен смысл этого вида связи: зависимое слово находится «в согласии» с главным, согласуется с ним. Это значит, что если изменяется главное слово, то вместе с ним и зависимое. Например,  (есть) замечательная ученица,  (нет) замечательной ученицы, (любуюсь) замечательной ученицей; (есть) подходящая кандидатура, (нет) подходящей кандидатуры, (любуюсь) подходящей кандидатурой. Изменилось главное слово – изменило свою форму и зависимое, приняло падежную форму своего «начальника».

В роли главного слова в таких словосочетаниях обычно встречается существительное или похожее  слово, т.е. часть речи, которая называет предмет. А зависимыми словами являются те части речи, которые способны с существительным согласоваться в роде, числе и падеже. Это могут делать прилагательные, причастия, порядковые числительные и некоторые местоимения.

Примеры: деревянный дом, проходящий человек, первый класс, некоторое сходство.

Словосочетания со связью согласование обычно выражают определительные отношения.

Управление

И снова нам помогает название вида связи: при управлении главное слово «управляет» зависимым, т.е. требует от него определенной грамматической формы (падежной формы существительного или слова, похожего на существительное). При этом, в отличие от согласования, изменяться может только главное слово, а зависимое вместе с  ним не согласуется. Зависимое слово может находиться только в форме косвенных падежей, если падеж именительный, то это уже не управление.

Например: управлять глаголом, управлял глаголом, будет управлять глаголом, управляете глаголом; ходить в театр, ходили бы в театр, ходят в театр, ходим в театр. Главное слово изменяется, а вот зависимое остается в своей падежной форме.

Главным словом при таком виде связи обычно бывает глагол, но могут также быть существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия – словом, любая самостоятельная часть речи.

Чаще всего управляют падежной формой существительного (или похожего на него слова) глаголы. Это управление может осуществляться как с помощью предлогов, так и без них.

Примеры: заботиться о сестренке, уважать преподавателя, спасать медвежонка.

При согласовании и примыкании предлогов мы не встретим, использование предлогов – привилегия управления.

Другие части речи реже выступают в роли главного слова при управлении.

Местоимения нечасто управляют падежными формами слов: кто-то из браконьеров, они с приятелем.

Нечасто участвуют в управлении и числительные: семеро козлят, три медведя.

Наречия уже больше распространены в роли главного слова: высоко на небесах, недалеко от колледжа, незадолго перед ЕГЭ.

Существительные и прилагательные представлены довольно широко в данном виде подчинительной связи: бледный от болезни, здоровый до старости, похожий на отца, работа на востоке, дружба с одноклассниками.

Зависимым словом обычно является существительное в форме косвенного падежа (не именительного) или слово, которое похоже на существительное по грамматическим характеристикам. Это может быть местоимение, числительное, прилагательное или причастие в роли существительного.

Примеры: благодарить за него (местоимение), увидеть семерых (числительное), лечить больных (прилагательное), рассказывать учащимся (причастие).

Примыкание

При таком виде подчинительной связи главное слово не управляет зависимым, не требует от него определенной грамматической формы просто потому, что в роли зависимого слова выступают части речи и формы, которые вообще не изменяются: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив). А вот главным словом может быть любая самостоятельная часть речи.

Примеры: говорить красиво (глагол), наука объяснить (существительное), экономически обоснованный (причастие), очень красивый (прилагательное), кто-то опытнее (местоимение), слишком рано (наречие), двое справа (числительное). (Главные слова выделены жирным шрифтом.)

Как же определить вид связи в словосочетании?

1. Попробовать изменить словосочетание по падежам. Изменяются оба слова – перед вами согласование.

2. Словосочетание с предлогом? Если да – это наверняка управление.

3. Посмотреть, чем выражено зависимое слово. Если неизменяемой частью речи или формой – это примыкание.

4. Если не подошло все, что написано выше, то это точно управление.

Всего 4 пункта – и у Вас наверняка получится определить, какой вид связи в словосочетании!

Удачи Вам и красивого, грамотного, интересного русского языка!

Остались вопросы? Не знаете, как определять вид связи слов в словосочетаниях?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

главное и зависимое слово в словосочетании.

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строятся словосочетания; формировать у учащихся умение реализации новых способов действия; развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.

Ход урока

  1. ОРГ момент

  2. Проверка д/з

Упражение 123 стр. 59

- Что такое пунктуация?

- Какие знаки препинания вы знаете?

  1. Мотивация к учебной деятельности

Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

  1. Актуализация знаний

  1. – Посмотрите на доску. Что вы видите на ней? (слова)

(Вода, береза, река, трава, листья, небо, солнце)

- Что вы можете сказать о воде, о реке? Какие они?

Учитель раздает слова и ребята смотрят к какому слову по смыслу оно подходит.

(чистая, стройная, тихая, зеленая, желтые, голубое, яркое)

Что получилось? (словосочетания)

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какова будет тема сегодняшнего урока? Чему мы должны сегодня научиться?

  1. Проблемное объяснение нового знания.

  1. Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-« - думал иначе

«?» - есть вопросы

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога

Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

  1. На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2. Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.

(разбирают словосочетания на доске)

  1. Первичное закрепление

  1. Выписать из текста (карточка) по 1-2 словосочетания:

1 ряд- глагольные

2 ряд-именные

  1. На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.

(работа в группах) (устно)

Сверкали в (трава)

На (ясный) небо

Родной (края)

Зовет к (ты)

Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь

(Раскидистая) тополь

Подошли к (река)

(Развести) костром

Вкусный (книга)

– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

  1. Д/З

Параграф 26, правило знать, Упр. 130

  1. Закрепление

Упр 128 по рядам (1 ученик у доски) 1,2-1 и 2, 1,2- 3 и 4

  1. Рефлексия

1. Вопросы:

– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.

– Что такое словосочетание?

– Из каких частей состоит словосочетание?

– Что не является словосочетанием?

2. Тестирование

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.

  1. Смайлики с глазами

Нарисуйте нос: !-если вы хорошо поняли тему и успешно справились с заданием

?- если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы

Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул

х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул

х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул

х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул

х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул

х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул

х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул

х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога

Например: поход в лес, синяя птица.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога

Например: поход в лес, синяя птица.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

Сверкали в (трава)

На (ясный) небо

Родной (края)

Зовет к (ты)

Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь

(Раскидистая) тополь

Подошли к (река)

(Развести) костром

Вкусный (книга)

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

infourok.ru

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании

Русский язык, 5 Класcы
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • ЕГЭ
Предметы
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Математика
  • Информатика
  • Обществознание
  • ОБЖ

web-dev01.interneturok.ru

Урок русского языка для начальных классов "Главное и зависимое слово в словосочетании"

Тема: Главное и зависимое слово в словосочетании.

Цель: формировать понятие «словосочетание» на основе его существенных признаков, учить вычленять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; развивать речь устную и письменную, активизировать внимание, мышление; воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, повышать мотивацию к обучению.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сядьте ровненько, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми.

Для того чтобы у вас все сегодня получилось я очень хочу, чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:

Cл №1 Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Будем помогать друг другу и справимся со всеми заданиями.

На уроке за каждый правильный ответ вы можете взять себе смайлик, вот такой значок (учитель показывает детям улыбки).

Прежде, чем мы начнем писать, проведём пальчиковую гимнастику:

Сл№2Большаку дрова рубить,

А тебе печь топить,

А тебе воды носить,

А тебе кашу варить,

А малышке песни петь, песни петь, да плясать,

Старших братьев потешать.

Сл№3 Сидите ровненько, не сутультесь, пишите красиво, старайтесь, проверяйте каждое слово.

Открываем тетради, записываем число: сегодня … марта, классная работа.

II. Проверка домашнего задания:

-Составление кластера по теме «Глагол». Сл№4

III. Минутка чистописания.

а)прописываем сочетание строчных букв: ся (соединение замочек)

б) Сл№5 Прописываем словарное слово месяц.

-Сколько месяцев в году?

-Какой месяц сейчас?

-Какое время года начинается с марта месяца?

- А знаете ли вы, историческое происхождение слова март?

- А интересно узнать?

Расскажет нам об этом…

Сл№6 Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме, более 2-х тысячелетий назад.

У древних римлян год начинался не с 1 января, как у нас, а с 1 марта, с приходом весны. А так как римляне были воинственным народом и постоянно вели войны с кем-нибудь из соседей, первый месяц года посвящался римскому богу войны Марсу. Отсюда и название этого месяца – март (по латыни - мартиус).

IV. Словарная работа:

Сл№7-работа по карточкам:

Вставь пропущенную букву, поставь ударение:

Ж..раф, ж...р…бёнок, в…рблюд, су…..ота, щ…нок.

Ф…враль, пл…ток, с…нтябрь, …ктябрь, н…ябрь.

Зачеркни лишнее слово в каждой строчке.

Сл№8 Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга.

V. Организ-я восприятия и осмысления новой информации, освоение исходных знаний:

Сл№9-Над какой темой мы начали работать на прошлом уроке?

-Что такое словосочетание? (Словосочета́ние — это сочетание двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически.)

-Из каких частей оно состоит? (главное слово и зависимое)

-Какое слово является главным? (от главного слова к зависимому мы ставим вопрос)

-Как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически)

-Какие слова в предложении не являются словосочетанием? (подлежащее и сказуемое)

Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием, будем учиться находить словосочетание в предложении, будем помогать друг другу задавать вопрос от главного слова к зависимому.

Прочитайте:

Сл№10 Ранняя весна, долгая дорога, последний снег, цвести на поляне,

светит в небе, песни в лесу, расцветает на лугу, радость в доме.

-Что это?

-Давайте найдём главное слово и зададим вопрос от главного слова к зависимому. (устно)

Разбор словосочетания (один человек у доски, остальные в тетрадке)

Какая? х

Ранняя весна.

(прил.) + (сущ.)

VI. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений по образцу:

Коллективная работа:

Сл№11 -Прочитайте. Что это словосочетание или предложение?

-Запишите в тетрадь, сделайте синтаксический разбор предложения (один человек у доски).

-Выпишите словосочетания:

Утром на полянке зазеленела молодая трава.

-О чём это предложение? (о траве, трава (что сделала?) зазеленела)

-Трава зазеленела – какими членами предложения являются эти слова? (подлежащее и сказуемое)

-Будут ли они являться словосочетанием?

!!!-Проверяйте, у нас получилось 5 словосочетаний: утром на полянке, молодая трава, трава на полянке, зазеленела на полянке, зазеленела молодая.

VII.Физкультминутка: «Зверюшки» Сл№ 12-22

VIII.Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний:

Сл№22 Работа в парах: (карточки)

Составьте словосочетания, пометьте главное слово, работайте в паре, помогайте друг другу:

лес яркое

сильный густой

солнце под берёзой

дорога ветер

карта в огороде

гриб в город

растёт государства

х х х

!!! (проверяем: лес (какой?) густой, сильный (какой?) ветер, солнце (какое?)

х

яркое, дорога (во что?, куда) в город,

х х

карта (чего?) государства, гриб (под чем?) под берёзой,

х

растёт (где? в чём?) в огороде).

Работа по вариантам:

Разобрать словосочетания: (один человек от каждого варианта у доски)

1вариант: гриб под берёзой,

2вариант: растёт в огороде.

Сл№23 (проверка)

IX.Домашнее задание:

Карточка: Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор, выпишите словосочетания, одно словосочетание разберите:

Весенняя река вышла из пологих берегов.

X.Подведение итогов. Рефлексия:

- Посмотрите в тетрадь, скажите какие части речи, нам сегодня встречались в словосочетаниях? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог).

-Что такое словосочетание?

-Какое слово является в словосочетании главным?

-Какие члены предложения не являются словосочетанием?

Сл№24. Если вам сегодня на уроке все понятно по теме «словосочетание» - возьмите стикер и приклейте на наше солнышко,

а если вы что-то не поняли, наклейте стикер на облачко.

Дом — стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся —

Ярким пламенем зажжётся. (Лампа)

Я в дом любой тебя впущу,

Стучишь — я рада стуку.

Но одного я не прощу —

Коль не подашь мне руку. (Дверная ручка)

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь — и в ответ

Он засмеётся тоже. (Зеркало)

Полюбуйся, посмотри —

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт! (Холодильник)

Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Лапки бархатистые,

Хвостик пушистый. (Кошка)

Мой игрушечный дружок —

Мягкий серенький зверёк.

Длинные ушки,

Бантик на макушке.

А ну, угадай-ка,

Как зовут его? ... (Зайка)

По волнам дворец плывёт,

В трюме важный груз везёт. (Корабль)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом да дым. (Краски и кисточка)

Ребятам весело со мной:

На ножке я кручусь одной.

Пока верчусь, я не тужу,

Кружу — жужжу, жужжу — кружу. (Юла)

Строю дом из кирпичей.

Он пока ещё ничей.

Вот кирпичик к кирпичу –

Строю всё что захочу!

Не нравится — ломаю

И снова начинаю. (Кубики)

Стукнешь о стенку —

а я отскочу.

Бросишь на землю —

а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу —

Смирно лежать я совсем не хочу! (Мяч)

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять. (Градусник)

Чудо-ящик. В нём окно.

В том окошечке — кино. (Телевизор)

На окошке — пруд.

В нём рыбёшки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков. (Аквариум)

Посадили зернышко -Вырастили солнышко.(Подсолнух)

Я прихожу с подарками,блещу огнями яркими,нарядная, забавная,на Новый год я главная.(Елка)

Есть один такой цветок,Не вплетешь его в венок,На него подуй слегка,Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)

На ветках-плотные комочки.В них дремлютКлейкие листочки. (Почки)

Стоят в поле сестрички:Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,не человек, а рассказывает.(Книга)

Белый камешек растаял,На доске следы оставил.(Мел)

За кудрявый хохолокЛису из норки поволок.На ощупь - очень гладкая,На вкус - как сахар сладкая.(Морковь)

videouroki.net

Тема урок1.docx - Словосочетание. Главное и зависимое слово

Из каких пар слов не удалось составить словосочетания? Почему? (Из пар слов смотрит, громкий, вкусный книга невозможно составить словосочетания, так как эти слова друг с другом не сочетаются, нет смысла.) 3) Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие­либо явления, не существующие в действительности.Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляемли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она. (А.С.Пушкин.)На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой. (С.А.Есенин)Все встали из­за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко­сладко потянулись, крыльями помахали, полетали.Разогрелись? Садитесь.Словосочетание типа «существительное + прилагательное» может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы говорим на уроках литературыСамостоятельная работа1) Прочитайте выразительно текст, записанный на доске, выпишите словосочетания, произведите их разбор.Байкал – самое глубокое и многоводное озеро на Земле.«Море» – так зовут это огромное озеро все местные жители. Оно лежит в гористых берегах.Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды. В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний. (Словосочетание изучается в таком разделе науки о языке, который называется – синтаксис. Например, добрый друг, зелёный лес.)Что такое словосочетание? Из каких частей состоит словосочетание?Назовите вид словосочетаний по главному слову?Что не является словосочетанием?Рефлексия.Для меня на уроке самым трудным было…Для меня на уроке самым интересным было… Из урока я узнал(а) новое… ФизминуткаЗакреплениеИтог урокаРефлексия

znanio.ru