Программа для составления школьного расписания. Как составить расписание уроков


Как составить школьное расписание уроков правильно?

Расписание уроков является одним из главных документов в школьных стенах. Именно от того, насколько верно составлен этот документ, будет зависеть, в каком ритме будет проходить учебный год.

В этом документе очень важно правильно распределить нагрузку для школьников. Благодаря этому детям удастся максимально усвоить полученные знания.

Как обычно составляют план обучения?

Со второй половины двадцатого века, чтобы составить школьное расписание применялись определенные правила. Для этого применялась система, так называемых ранговых оценок. Разработчиком этой методики стал русский ученый И.Г. Сивко.

Таблица трудности предметов

Таблица рангов предметов.

Понять этот метод не представляется сложным. Каждый предмет в системе конкретное количество баллов, которые называются рангом.

Ранг предмета зависит от того, насколько он сложен в усвоении. Чем больше внимания и концентрации необходимо для усвоения определенных знаний, тем более высокий ранг.

Несложно догадаться, что самыми высокоранговыми предметами являются: алгебра, геометрия, а также русский язык. В этой методике эти предметы имеют по одиннадцать баллов. Чуть ниже по рангу идут иностранные языки, к ним относятся десять баллов. Более легкими предметами в этой системе считаются физика и химия. И первый, и второй имеет по девять баллов.

Окно программы по составлению расписания Дальше все по списку. История имеет по балам цифру 8, литература -7, география – 6, физическое воспитание -5, а черчение 4. Музыке и рисованию в этой системе отводится по двоечке.

Для того, чтобы правильно составить план обучения используют также критерий усталости в течение целой недели. Специалисты говорят о том, что днями, когда школьники могут учиться наиболее самоотверженно, являются средой и четвергом.

Когда уроки делят на целую неделю, то преследуют цель рассчитать общее количество рангов на каждый день. Таким образом, больше всего детей стараются загрузить в среду и четверг. А пятница и понедельник являются более легкими днями.

Биологические ритмы

Расписание уроков поднямКроме вышеперечисленных критериев, чтобы составить расписание уроков вручную необходимо учесть также биологические ритмы. Самоотверженней всего работать получается в период между 10.00 и 11.30.

Как раз на этот интервал стараются ставить дисциплины, которые требуют к себе максимум внимания. А вот первый и последний урок обычно имеют более низкую нагрузку.

На сегодняшний день, составлять план обучения можно не только вручную, но и при помощи компьютерных программ. Причем их достаточное количество. Директор школы, заведующие школы, могут с легкость выбрать самую подходящую для них программу.

Исходя из вышеописанного, можно вывести правила, по которым составляется план обучения:

  1. В школе существует одно расписание уроков для первой и второй смены, оно едино для школьников и учителей.
  2. Больше всего нагрузки приходится на старшие классы с 8 по 11 класс.
  3. Более легкие дисциплины сменяются более сложными, исключением является модульный способ обучения.
  4. В начальной школе главные дисциплины отводят на 2-3 уроки, а в средней школе на 3-4 урок.
  5. В учебном плане и расписании уроки названы одинаково.

lediznaet.ru

Правила составления расписания уроков в начальной школе

Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.

Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.

Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

расписание-уроков-на-столе

А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.

Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?

Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?

  • В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. ребенок-спит-на-урокеДа мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
  • Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.

Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:

математика – 8 баллов

русский и иностранные языки – 7

окружающий мир и информатика – по 6 баллов

литература – 5

история – 4

рисование и музыка – по 3 балла

технология – 2

физкультура – 1

Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!

Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

ребенок-устал-в-школе

Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.

  • В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
  • В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.

Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

Буквой закона

обложка-санпина

Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:

  • уроки не раньше 8 утра,
  • 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
  • три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
  • зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.

Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:

  • 1-ый класс -  21 час,
  • 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
  • 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
  • 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
  • 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
  • 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
  • 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.

Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

ученица-тянет-руку

Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:

  • более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
  • более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
  • более 6 уроков в день для 5-6 классов,
  • более 7 уроков в день для 7-11 классов.

Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.

Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.

К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

контрольная-работа

Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.

Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?

Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.

Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.

Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе школьных событий.

Всего вам доброго!

Ваша «ШколаЛа»)

shkolala.ru

Как составлять расписание уроков

С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с курсами части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и занятиями по плану внеурочной деятельности.

Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий.

Основой для составления расписания уроков в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10 , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.

Единые для всех уровней общего образования требования содержит пункт 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10:

  • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;
  • проведение нулевых уроков не допускается;
  • в учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену;
  • обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается;
  • перерыв между сменами – не менее 30 минут.

Что учесть при составлении расписания уроков в начальной школе

Составляя расписание уроков в начальной школе, нужно учитывать, что общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

  • для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки.

Курсы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание уроков и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки.

Занятия по плану внеурочной деятельности включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками, и составляйте отдельное расписание, если такие занятия проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену.

Составление расписания уроков с учетом особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе

Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня.  Эту особенность надлежит учесть при составлении расписания уроков.

Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.

Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что:

  • в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый;
  • в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
  • в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10 , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81 .

Изменение максимальной продолжительности урока с 45 минут на 40 минут позволяет более адаптивно подходить к реализации ступенчатого режима обучения первоклассников.

Данная статья находится в Справочной Системе «Образование».Читайте другие актуальные материалы в Справочной Системе «Образование».

www.menobr.ru

Программа для составления школьн

[к списку проектов]

Интересоваться программами для составления школьного расписания я стал после того, как моя супруга начала работать завучем. Я загружал бесплатные версии программ, демо-версии коммерческих продуктов, разговаривал с работниками школ которые уже использовали подобные программы. С течением времени, я сделал для себя не утешительный вывод, что все эти программы не дают того результата, которого от них ожидают. Некоторые из низ не могли расставить нагрузку учителей даже с "окнами", другие не позволяли вводить реальные исходные данные (например, нельзя было поставить два урока математики в один день таким образом, чтобы между ними были другие уроки).

При тестировании программ я использовал данные из расписания составленного как говориться "вручную", т.е. с использованием листа бумаги, карандаша, ластика и... весьма большого количества "расстроенных сердечных нервов". С помощью специализированных программ я пытался получить хоть что-то напоминающее образец, но увы, меня ждало разочарование.

Припоминаю программу, которая в течении часа, методом перебора пыталась расставить все необходимы часы, однако это ей не удалось. Учитывая что подобные программы зачастую стоят не малых денег, от $100 и выше, то покупать кота в мешке нам не хотелось. Создать же подобную программу я не мог, т.к. для этого необходимо быть профессиональным программистом. Тем не менее, видя плачевное состояние супруги во время составления расписания, я решил попробовать хоть как-то облегчить ей жизнь.

Исходя из того, что в нашей школе небольшое количество учителей, я воспользовался приложением Microsoft Excel. В результате удалось автоматизировать контроль за выставленными часами и окнами. Судить о внешнем виде работающей программы можно по скриншоту.

Первоначально, супруга восприняла мое детище без особого восторга, но со временем, она научилась пользоваться программой. Времени на составление расписания уходит на много меньше и на протяжение ряда лет у учителей нет ни одного "окна".

Надо сразу уточнить, что подобную программу можно использовать в небольших школах с количеством учителей 15-20 человек и без параллельных классов. Для комфортной работы желателен монитор с диагональю 17-19 дюймов либо более.

Формулы не скрыты, так что вы сможете модернизировать программу. Возможно, Вам удастся довести ее до совершенства. Если Вам это удастся, то было бы любопытно взглянуть на результат вашего труда.

Скачать файл электронной таблицы RAR-архив (16 Кб)  скачать

[к списку проектов]

inf5.ru

Методические рекомендации к составлению расписания учебных занятий для общеобразовательных учреждений Согласно ст. 1 (стр. 1 из 2)

Извлечение из санитарных правил СанПин 2.4.2.1178-02

«Гигиенические требования к условиям

обучения школьников в различных видах

современных общеобразовательных учреждений»

Требования к режиму образовательного процесса

Методические рекомендации

к составлению расписания учебных занятий

для общеобразовательных учреждений

- Согласно ст. 2.9.1. санитарных правил СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» Требования к режиму образовательного процесса : « В соответствии со ст.28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам», при составлении расписания уроков учитываются прежде всего Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки:

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Классы |Максимально допустимая недельная нагрузка в часах|

| |—————————————————————————————————————————————————|

| | При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 1 | - | 20 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 2-4 | 25 | 22 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 5 | 31 | 28 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 6 | 32 | 29 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 7 | 34 | 31 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 8-9 | 35 | 32 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 10-11 | 36 | 33 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5 - 11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл. .

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся только в первую смену;

- 5-дневная учебная неделя;

- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

- проведение не более 4-х уроков в день;

- продолжительность уроков - не более 35 минут;

- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;

- организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

- в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;

- со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3 ).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении . Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4 ): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов , без проведения нулевых уроков.

В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х , выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену .

2.9.9. В классах компенсирующего обучения продолжительность уроков составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах.

Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).

2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут .

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся . Для обучающихся в 5 - 9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 - 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6 ).

Приложение 6

(рекомендуемое)

Гигиенические требования к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г.Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Предмет | Количество |

| | баллов |

|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|

|Математика, русский язык (для национальных| 11 |

|общеобразовательных учреждений) | |

| | |

|Иностранный язык | 10 |

| | |

|Физика, химия | 9 |

| | |

|История | 8 |

| | |

|Родной язык, литература | 7 |

| | |

|Естествознание, география | 6 |

| | |

|Физкультура | 5 |

| | |

|Труд | 4 |

mirznanii.com

Общие требования по составлению расписаний уроков в школе

Расписание уроков – залог успеха работы ученика и учителя.

 Составление расписания это очень сложная задача. Существует особая наука – теория расписаний, изучающая и систематизирующая задачи такого рода, а также различные приближенные методы их решения. Особое место среди них занимают эвристические методы, в которых делаются попытки описать логику и технику действий диспетчера. НО, готовые программы не позволяют подготовить оптимальное расписание уроков с учетом пожеланий учителей и требований администрации и СанПиНа.

Расписание уроков включает в себя:

— учет санитарных правил и норм;— учет учебной нагрузки педагога;— учет динамической паузы в классах охраны зрения;— деление класса на группы;— объединение классов в поток;— расписание класса без «окон»;— сокращение «окон» в расписании учителей;— планирование замен;— учет внеклассной работы;— занятость кабинетов;— работа учителей в паре;— совмещение учителями работы на 1, 2 и 3 ступени обучения;— предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов;— элективные курсы по выбору учащихся;— дежурство по школе учащихся и учителей.

Активность умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10—12 часов. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4 уроках. Уровень умственной работоспособности учащихся нарастает к середине недели и остаётся низким в понедельник и в пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки должен быть во вторник и среду. Можно включить в расписание либо наиболее трудные предметы, либо в большем количестве средние и лёгкие. Следует чередовать трудные и лёгкие предметы, а также предметы одного цикла. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков можно использовать таблицу, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Предметы Количество учеников
Математика, информатика 11
Родной язык, иностранные языки (русский язык в узбекских группах, английский язык, французкий язык, немецкий язык) 10
Физика, химия, астрономия 9
История, право, экономика 8
География, биология 7
Идея национальной независимости 6
Физическое воспитание 5
Труд 4
Черчение 3
Рисование 2
Музыка 1

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов для учащихся старшего возраста должно приходиться на вторник и среду. Для учащихся среднего возраста наибольшая интенсивность по сумме баллов за день должна приходиться на вторник и четверг, среда должна быть несколько облегчённым днём. Расписание не будет отвечать санитарным нормам, когда наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Для составления расписания необходимы следующие документы:— учебный план;— учебная нагрузка учителей;— расписание учителей;— расписание по классам на неделю;— временное расписание по дням недели;— перечень кабинетов.

В течение учебного года учителя могут болеть, посещать курсы, семинары, и т.д. В связи с этим завучу приходится делать изменения в расписании. Обычно предмет, который нужно заменить, проводит другой учитель этого же предмета. Но это приводит к тому, что необходимо делать изменения в расписании на дополнительном стенде. Для этого используется таблица “Расписание учителей” и таблица “Перечень кабинетов”. В изменениях указывается расписание только тех классов, в которых такие изменения есть.

Завуч, отвечающий за расписание в общеобразовательной школе, должен помнить о том, что его цель создать оптимальные условия для учителей и учащихся при проведении образовательного процесса.

idum.uz

Как составлять расписание уроков Как? Так!

Содержимое:

5 метода:

Бывает ли такое, что вы забываете посетить уроки, а должны это сделать согласно вашему расписанию? Никаких оправданий! Вам просто нужно научиться грамотно составлять график дисциплин, которые вы должны посещать.

Шаги

  1. 1 Попросите вашего учителя предоставить вам такое расписание или сделайте его сами. Также вам понадобится небольшой блокнот, в котором вы будете записывать советы по выполнению домашних заданий. Для студентов походы в туалет – это очень важные мероприятия, которые часто выбивают из самых хороших графиков. Поэтому спланируйте так, чтобы вы посещали эти заведения только во время перерывов. Так вы не пропустите ничего важного, о чем будут говорить на уроке.

Метод 1 До восьмого класса

  1. 1 Выберите интересные предметы, которые вам нравится изучать. Возможно, другие в них не найдут ничего полезного. Это не имеет никакого значения. Выбирайте те, что нравятся вам.
  2. 2 Подумайте о посещении классов с углубленным изучением дисциплин. Даже если после школы вы планируете идти учиться в колледж и там уже грызть гранит науки, все равно посещение хотя бы одного из таких классов будет очень полезным. У вас еще есть время пробовать и ошибаться, поэтому если вы почувствуете, что занятия в нем для вас непосильны и вы его бросите, в этом не будет никакой проблемы. Решив посещать такой класс, старайтесь не просто просиживать там время. Но если вам трудно там учиться, особо не беспокойтесь об оценках – делайте то, что в ваших силах. Это пригодится вам в старших классах, когда вы будете думать, какие занятия посещать для дальнейшего образования.
  3. 3 Убедитесь, что у вас есть время для дополнительных занятий. Старайтесь как можно лучше учиться в средней школе. Позже вы уже можете не иметь столько свободного времени. И тогда, если вы решите посещать дополнительные занятия, то будете точно знать, что вам нужно.
  4. 4 Будьте предусмотрительным. Конечно, это не так легко – продумывать все наперед, но часто это бывает просто необходимо. Например, вы захотите сделать школьную газету. А для этого нужна предварительная подготовка и изучение таких дисциплин как журналистика, фотография и даже уроки по ведению бизнеса. Размышляя об этом сейчас, вы избежите лишних стрессов в будущем.

Метод 2 Восьмой класс

  1. 1 Составьте график максимальной сложности, с которым вы можете справиться. Обучение в восьмом классе значительно повлияет на список предметов для девятого класса. Если, обучаясь в восьмом классе, вы будете посещать 1 или 2 класса с углубленным изучением дисциплин, то это откроет большие возможности для девятого.
  2. 2 Подумайте об обучении в университете. Вам может казаться, что до университета еще далеко, но на самом деле – времени то всего несколько лет, которые пролетят очень быстро. Поэтому серьезно об этом подумайте: пойдете вы в университет или сразу на работу после окончания старших классов. Если вы не собираетесь учиться после школы и вам достаточно восьмилетнего образования, то уже сейчас ищите вакансии для следующего года. Если вы все же мечтаете о университете стоит поискать помощь, которую можно получить благодаря социальным программам. Если вы из семьи с низким уровнем доходов или являетесь членом какого-то (национального например) меньшинства, то, возможно, в местном колледже существуют программы по оказанию социальной помощи.

Метод 3 9 класс

  1. 1 Теперь время решить, будете вы учиться в университете или нет. Если вы рассматриваете такую возможность, посещайте хотя бы один класс с углубленным изучением предмета, в котором вы чувствуете себя сильным. Если вы можете больше посещать таких классов, посещайте столько, сколько вам под силу.
  2. 2 Советуйтесь с другими учениками. Те, кто еще учится в школе или недавно ее закончил хорошо знают учителей. Они вам и расскажут, трудно учиться в этих классах или нет. Верите или нет, обучение в них не такое уж сложное. На самом деле оно не очень-то отличается от обучения в обычных классах, но преимущества от такого обучения – ощутимы. Тот, кто хорошо информирован, всегда имеет больше преимуществ и возможностей. Не стоит, однако, советоваться с учениками, которые закончили школу больше двух лет назад, поскольку учебные программы, да и сами учителя быстро меняются. Информация, которую они дадут, будет просто устаревшей. То, что когда-то давалось с трудом, сейчас будет легким или наоборот.
  3. 3 Проходите предварительное обучение. Возможно, у вас сейчас нет большого выбора, тогда посещайте факультативы, необходимые для изучения любимых предметов. Допустим, вы вовсе не горите желанием посещать уроки по Microsoft Word. Заставляйте себя, если в будущем планируете изучать программирование.
  4. 4 Старайтесь не бросать факультативные занятия. При поступлении в университет на это обращают внимание. Если вы чувствуете, что вам тяжело дается определенный предмет, обратитесь за помощью к репетитору, но не прекращайте его изучение. Бросить обучение можете только в крайнем случае, когда видите, что ну никак не справитесь.

Метод 4 Собираетесь поступать в университет

  1. 1 Желательно нагрузить себя плотным графиком. Чем больше вы себя нагружаете на этом этапе обучения, тем больше у вас шансов поступить в университет. Но не составляйте список посещаемых предметов спонтанно: мол попробую, если не подойдет, тогда брошу. Заранее все продумайте, проанализируйте, сейчас уже не время ошибаться. Посоветуйтесь со студентами, которые сейчас учатся в этих классах. Если позволяет время, попробуйте выполнить несколько заданий по этому предмету, чтобы лучше понять все сложности обучения в нем.
  2. 2 Отменяйте обучение летом. Если вы все-таки решили прекратить изучение какого-то предмета, то лучше сделать это перед началом учебного года. Во многих школах учителя работают круглый год, поэтому сделав все необходимые изменения именно в этот период, можно избежать нежелательных записей в аттестате.
  3. 3 Выберите нужный вам университет. Если вы знаете куда пойдете учиться дальше, то сможете соответственно откорректировать ваш график. Просмотрите пару-тройку интересных учебных заведений и подумайте, какие подготовительные курсы стоит пройти. Для этого есть отличный сервис – – великолепная поисковая система, которая также позволяет произвести анализ учебных заведений. Здесь можно даже сравнивать похожие университеты – очень полезная штука! (Услуга совершенно бесплатная, но для того, чтобы сохранить результаты ваших поисков, нужно зарегистрироваться).
  4. 4 Не стоит заниматься в залах для самостоятельного изучения. Если в этом нет необходимости, не тратьте на это время. Лучше посвятить его еще одному факультативу. Занятия в таких залах ничего вам не дадут – просто скука там сидеть! Но коль уж вы решились заниматься в читальном зале, то в вашем графике поставьте его на последнее место, если это возможно, конечно. Так вы хотя бы сделаете все домашние задания. Если в вашем графике занятие в читальном зале будет на первом месте, то придется переносить выполнение домашних заданий наутро, что весьма рискованно. Если вы хотите посещать читальный зал только лишь для того, чтобы поднять рейтинг успеваемости, то помните, что в университете ему придают меньше внимания, нежели тому, какие предметы вы изучали. Для них лучше, когда вы углубленно изучали дополнительные предметы, а не средний балл.
  5. 5 Советуйтесь со школьным методистом. Работа методистов заключается в том, чтобы направлять вас в нужное русло. Консультант поможет составить список изучаемых предметов, который подходит именно вам. Советуйтесь с методистом, даже если вы уверены в том, что ваш график просто совершенный. Консультант, скорее всего, все-таки знает больше вас о процессе приема в университет, и его оценка (а к ней стоит прислушаться) будет отличаться от вашей.
  6. 6 Планируйте посещение классов по гуманитарным наукам на послеобеда. Никто из учителей, например по химии, не захочет ждать вас до двух часов дня.
  7. 7 Не посещайте классы только потому, что это делают ваши друзья. Может так произойти, что вы и не попадете в одну группу с вашим другом. Особенно когда какую-то дисциплину преподают несколько учителей и в разное время дня. Посещая занятия, вы встретите новых интересных людей и подружитесь с ними. А если и нет, то с друзьями можете поболтать в перерывах между уроками.
  8. 8 Чередуйте сложные дисциплины с простыми. Если у вас есть такая возможность, то спланируйте изучение простых наук между сложными. Тогда у вас получится что-то вроде перерыва перед изучением сложного предмета.
  9. 9 Рассмотрите возможность обучения онлайн. Интернет-классы, безусловно, помогут вам делать прогресс, но станут и дополнительной нагрузкой в вашем и без того напряженном графике. Опять же, посоветуйтесь с вашим методистом о целесообразности такого обучения.

Метод 5 Если вы не собираетесь поступать в университет

  1. 1 Изучайте интересные дисциплины. Не всем же учиться в университете! Многие предпочитают сразу начать работать. Наслаждайтесь обучением в старших классах, выбирая дисциплины, от которых, как вам кажется, будете получать удовольствие в будущем.
  2. 2 Воспользуйтесь программой профессионального обучения. В некоторых школах существуют программы, благодаря которым вы получите необходимые навыки для вашей работы. Если что-то подобное есть в вашей школе, стоит рассмотреть преимущества, которые дает такая программа.

Советы

  • Никогда не рано думать о том, что делать в следующем году. Начинайте обдумывать планы на следующий год как можно раньше – это поможет принимать правильные решения.

Предупреждения

  • НЕ НАПРЯГАЙТЕ СЕБЯ ЧРЕЗМЕРНО (если вы ощущаете сильный стресс, поговорите об этом с учителем).

Прислал: Николаева Кристина . 2017-11-12 11:17:49

kak-otvet.imysite.ru