Когда и как появились первые школы. Первые школы в россии


Посвящается 1 сентября: как появились первые школы и как отмечают Первый звонок в разных странах

Когда возникли первые школы в России и в мире, чем они отличались от современных и как отмечают день знаний в разных странах.

Для большинства из нас школа — необходимый и обязательный этап жизни. За десять лет, которые дети проводят в стенах образовательного учреждения, они получают базовые знания не только по различным наукам. Школа — это еще и обучение искусству общения, понимание своей роли в обществе и искусство взаимодействия со сложным миром. Как развивалась школа от самых истоков в России и других странах мира и как принято отмечать День Знаний — в нашем материале.

Где и когда возникла первая школа

Наверняка прообраз школы возник в тот самый момент, когда человечество обнаружило, что детей обучать чему угодно проще в компании сверстников, а родители, в свою очередь, получают возможность хоть немного передохнуть от детских проказ или же поработать. Первые ростки образования взошли в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Месопотамии и Египте, обучение было строго функциональным: жреческим, дворцовым или же военным.

Само слово “школа” возникло от греческого “сколе”, что в переводе означает всего-навсего “досуг”. Существовало два способа обучения детей — афинский и спартанский. Сам процесс образования афинской версии заключался в мирном и неспешном обмене философскими мыслями детей и умных взрослых с перерывами на обучение грамоте и гимнастические упражнения. Ученики Спарты больше внимания уделяли военно-физическому развитию, однако прекрасно умели читать и писать. Дети отбирались у родителей в семилетнем возрасте и воспитывались строгими менторами, а с 15 до 20 лет обязательным становилось еще умение громко и хорошо петь, не прекращая усиленных занятий спортом. Заметим, что именно суровые спартанцы прославились умением коротко и четко отвечать даже на самые хитроумные вопросы, особенно преуспели в этом жители Лаконии. Именно здесь таятся корни выражения “лаконичный стиль”. Педагогами же греки называли рабов, единственной функцией которых было провожать детей в школу и обратно.

Самым старым образовательным учреждением считается мусульманский университет Карауин, документы фиксируют его открытие в 859 году, однако так же достоверно известно и о том, что образование давалось в первых христианских монастырях, свидетельства этому до сих пор можно увидеть в коптских монастырях Египта, самый старый из которых начал свое существование как минимум в III веке нашей эры.

Да, образование девочек очень долго сводилось лишь к посвящению в тонкости ведения быта и ухода за младшими братьями и сестрами — исключение позволялось лишь для дочек знати и тех, кому была уготована жреческая карьера при некоторых древних культах.  В некоторых странах и в наше время ситуация не слишком поменялась.

Когда в России появились первые школы

Россия обязана появлению школ Владимиру-Красному Солнышку, крестившему Русь: сразу после этой глобальной акции правитель, видимо, решил, что новую веру эффективнее всего насаждать в молодые головы, посаженные чинно рядышком в большом количестве. Ярослав Мудрый в Новогородском княжестве сделал обязательным обучение грамоте для детей знати и духовных лиц.

Важность школы для государства в полной мере понял только реформатор Петр I: прорубив окно в Европу, он принялся за дело с поистине царским размахом. Посылал детей на обучение в соседние просвещенные страны, а в Россию выписывал иностранных преподавателей. Так, в 1700 году в Москве Петром была открыта Школа математических и навигацких наук, первое светское образовательное учреждение. Преподавательский состав был целиком из Англии и Голландии, тогдашних лидеров мореходного дела. Одновременно в школе учились около 500 учеников на полном казенном содержании с обязательной прогрессивной стипендией, однако побег из учебного заведения карался сурово: смертной казнью. Император лично курировал процесс образования, знал всех учеников, которые впоследствии заняли ключевые посты в динамично развивающемся государстве.

После Петра образование было весьма неоднородным: церковно-приходские школы, дававшие минимум знаний простым людям, духовные заведения при монастырях и, разумеется, знаменитый Царский Лицей для избранных. До 1918 года обучение было раздельным: объединение школы наделало немало шума и эта модель просуществовала четверть века, чтобы вновь разделиться в 1943 и окончательно вернуться к привычной нам модели совместных школ в 1954-55 гг.  Споры о необходимости обучать девочек и мальчиков раздельно то и дело возникают и сейчас: у модели существует множество сторонников и противников, аргументы и доводы каждой из сторон кажутся вполне логичными и разумными. С одной стороны, девочки и мальчики, например, действительно сильно отличаются эмоционально, что должно диктовать разный подход учителя к манере общения с классом. С другой стороны, после школы им предстоит жить в смешанном обществе, а социальные навыки закладываются именно в детском возрасте. Время покажет, в какую сторону эволюционирует модель школы, уже сейчас некоторые российские школы в порядке эксперимента вернули раздельное обучение.

1 сентября – День Знаний

За появление этой даты в наших календарях в качестве точки отсчета нового учебного года мы тоже должны поблагодарить Петра I. До царя-реформатора в этот день отмечалось наступление нового года: окончание сбора урожая считалось вполне веским поводом устроить грандиозный праздник, и эта практика считалась нормальной не только в России. Еще одна причина, по которой дети начинают учебу лишь в сентябре тоже привязана к земледельческим хлопотам: до относительно недавнего времени миллионы детей принимали самое активное участие в этом важном процессе, и сроки уборки урожая часто диктовали смещение начала учебного года. Окончательно дата стала обязательной только в 1930 году, до этого момента разные школы России начинали принимать учеников в разное время, что порядком всех путало.

Именно поэтому нет ничего удивительного, что эта же дата обозначает начало учебного года и во многих других странах, а в тех, где она смещена, это все равно привязано к возделыванию полей: например, австралийцы и латиноамериканцы отправляют детей на учебу 1 февраля, что в южном полушарии эквивалентно нашему 1 сентября.

Вместе с российскими детьми на праздничную линейку 1 сентября пойдут их сверстники почти во всех странах пост-советского пространства и Израиля. Великобритания, Канада и США совпадают с этой датой, если она приходится на первый вторник месяца, во всех остальных случаях привязка к дню недели оказывается сильнее числа. Греки учатся с 12 августа, шведы – с 15-го, а итальянцы с испанцами – с 1 октября.

В Индии, Японии и почему-то Норвегии школьники садятся за парты в апреле, в Сингапуре – в январе, в Таиланде и на Филиппинах – плавающие даты в апреле-мае.

Как принято отмечать День знаний в разных странах

В какую бы дату это ни происходило, это всегда праздник. Дети надевают праздничную одежду, школы украшаются цветами и воздушными шариками. Есть и очень трогательные традиции: например, в Австрии и Германии принято дарить детям «сахарные кульки», наполненные сладостями, а израильтяне сразу после «линейки» устраивают настоящий парад воздушных шаров, когда каждый ребенок пишет пожелание, прежде чем запустить шарик в небо. Комфортнее всех начинать учебу японским первоклашкам: нарядные и степенные, они обходят вместе с родителями и учителями украшенную школу, а затем еще неделю проводят дома, постепенно привыкая к новому для них статусу учеников.

В Чехии вместо торжественной линейки для первоклассников устраивают праздничный концерт с клоунами, а в Польше не принято дарить цветы на 1 сентября, вместо этого букеты вручаются учителям на 14 октября (День Учителя) в конце учебного года, в июне.

Школьники Камбоджи вместо привычных нам цветов несут с собой в первый учебный день в подарок учителю мыло, полотенце, или даже бытовые приборы, если школа престижная, а родители могут позволить себе такие подарки.

В Ирландии не проводится никаких особых торжеств, просто звенит звонок, и дети садятся за парты, зато учебный год никогда не начинается в понедельник: этот день ирландцами считается “Днем Духов”. А в Голландии все наоборот: именно понедельник считается самым удачным днем для начала занятий, детей ничему не учат в День Знаний, зато угощают мороженым от имени школы, то есть бесплатно.

Российские школьники тоже чаще всего не учатся в этот день, предпочитая общаться с одноклассниками, узнавая школьное расписание на год и, конечно же, радуясь новому учебному году. Мы поздравляем школьников, родителей и, конечно же, учителей с этим чудесным осенним праздником и желаем всяческих успехов в этом нелегком, но таком важном труде обучения.

 

kto-chto-gde.ru

Первые школы в России - MicroArticles

Начало образовательного процесса в России

На Руси знание испокон веков было святыней, второй по счету после веры. Уже Владимир Красное Солнышко – равноапостольный князь Владимир Святославич, правивший в Киеве в 980-1015 годах, вводившем христианство на Руси как государственную религию, открывает в 989 году первую на Руси государственную школу. Вот как пишет об этом в начале ХII в. Нестор – летописец, «книжник широкого исторического кругозора и большого литературного дарования» – в широко известном ныне своде «Повесть временных лет»:

"Послав, нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на учение книжное". Это первое упоминание о создании на Руси школ.

Ярослав Мудрый, продолжая дело отца в Новгороде, тоже приказал учить 300 детей , для чего организовал училища. По мнению современных исследователей, это были школы высшего типа – они давали знания по философии, риторике, грамматике. В древнем Новгороде обучать грамоте начинали с 6 - 7 лет. Он же «собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Так летописец поведал нам о создании первого на Руси государственного книжного собрания.

Такие князья, как Владимир Мономах или Андрей Боголюбский, не только не стремятся сделать знание монополией узкого круга лиц, но, напротив, ощущают потребность в том, чтобы как можно шире распространить его, просветить своих подданных. Не только богатых и знатных, всех.

Русская школа уже при своем рождении была лишена каких-либо политических, социальных, экономических, национальных и даже половых предрассудков.

Сегодня доказано, что многочисленные берестяные грамоты, найденные в Новгороде, имели хождение и в других древнерусских городах. Писавшие часто были людьми самого низкого звания, и, что самое удивительное, среди них встречались женщины.

Дочь Ярослава Анна, выйдя замуж за безграмотного короля Франции Генриха I, основала в полуварварском Париже такую же женскую школу, что и ее племянница Анна в Киеве. А ведь почти в то же время западноевропейские богословы всерьез обсуждали, можно ли считать женщину человеком и стоит ли позволять чтение кому-то, кроме церковнослужителей и юристов.

Долгие годы татарского ига и последовавших войн лишили государство возможности тратить на просвещение народа достаточные средства. Борьба с европейской культурной экспансией, а так же появившиеся в XV-XVI веках ереси вынудили правительство усилить контроль и за церковными школами. Но тяжелее всего на судьбах русского просвещения отразился церковный раскол середины XVII века. Массовое начальное образование, оставшееся в руках старообрядцев, оказалось как бы вне закона. Пути Московского государства и народного просвещения могли разойтись навсегда. Но как только Петр 1 начал свои преобразования, они снова постепенно сходятся. Дело здесь не только в том, что власти вдруг понадобились офицеры, чиновники или механики. Их можно было найти и за границей. Но просвещения желал сам народ. И не какого-нибудь чужеземного, а своего, государственного. Доступного всем сословиям в равной мере.

На это удивительное по своей силе и вековой устойчивости желание до сих пор мало кто обращает внимание.

«В начале отрочества своего, сыне мой, паче всех наук прилежи книжному научению, не только славянскому одному, но и греческому, и латинскому, или хотя польскому», - так еще прежде рождения Ломоносова на заре XVIII века крестьянин Посошков начинает свое "Завещание отеческое». Возвратимся на семь веков вспять и найдем в «Изборнике» Святослава "Слово некоего старца о чтении книг». Тот же завет, та же бескорыстная тяга к истине.

Однако в конце XVIII века отношение к народному образованию вновь меняется. Проект организации сети народных училищ положен под сукно. «Черни не должно давать образование, поколику будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в такой мере, как повинуется теперь», - пишет своему фавориту просвещенная Екатерина II.

8 сентября 1802 года «державная рука Александра 1 подписала бессмертный указ о заведении новых училищ и распространении наук в России. Многие государи имели славу быть покровителями наук и дарований; но едва ли кто-нибудь издавал такой основательный, всеобъемлющий план народного учения: было учреждено ведомство, призванное осуществлять управление училищами, учебными округами, народными школами, гимназиями, Академией наук, университетами и т.д. И называлось оно Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Петр Великий учредил первую Академию в нашем Отечестве, Елизавета - первый университет, великая Екатерина - городские школы; но Александр, размножая университеты и гимназии, говорит еще: да будет свет и в хижинах! Новая великая эпоха начинается отныне в истории нравственного образования России, которое есть корень государственного величия и без которого самые блестящие царствования бывают только личиною славы монархов, не Отечества, не народа!» Так восторженно создание министерства народного просвещения в 1802 году приветствовал не один лишь российский историограф Николай Карамзин.

Начало образовательного процесса в Сибири

В 1697 году был обнародован именной указ Петра Великого об открытии в Тобольске школы для обучения отроков из духовного сословия.. Об открытии школы хлопотал сибирский митрополит Филофей Лещинский... Филофей намеревался в открываемой им школе организовать обучение по образцу юго-западных духовных школ и обратился к Петру I со следующей программой: 1) принимать в школу не только детей духовенства, но и из других сословий; 2) наряду с русским ввести обучение на латинском языке; 3) привлечь на преподавательскую работу черниговских и киевских монахов, считавшихся наиболее образованными; открыть при школе собственную друкарню , в которой можно было бы печатать все необходимые для школы учебники. Филофей просил также отпустить из казны пособие на содержание училища.

Петр I одобрил инициативу сибирского митрополита, но программу предложил сузить. Он не разрешил открыть типографию, преподавать на латинском языке и принимать в школу детей недуховного звания; деньги же царь рекомендовал изыскать из митрополичьих доходов....

Исполнение указа затянулось по разным причинам на несколько лет, и только в 1701-1702 годах в городе открылась общеобразовательная школа, основанная воеводой М.Черкасским, в которой обучалось 96 детей бояр, дворян и служилых людей. Через год состоялось официальное открытие архиерейской школы. Первенцы положили начало образовательному процессу в Сибири.

Около 1728 г. в программу архиерейской школы ввели преподавание латинского языка. Это был важный шаг на пути к преобразованию Тобольской архиерейской школы в семинарию. В 1743 г. для семинарии было выстроено здание, с 1744 г. она стала функционировать, а в 1748 г. открылась официально. При Екатерине II это была одна из 8 семинарий в России , где преподавался полный 8-классный курс

В исследованиях А.Н.Копылова представлено расширение сети учебных заведений в регионе в XVIII в. Он указывает, что под различными названиями гарнизонные школы существовали в Сибири на протяжении всего XVIII в. Обучали в гарнизонных школах элементарной грамоте, военному делу, а также различным ремеслам - слесарному, кузнечному, столярному, сапожному. В некоторых местах на базе гарнизонных возникали школы более высокого уровня....В центре Сибирского казачьего войска - Омске в 60-х годах XYIII в. из детей, окончивших гарнизонные школы, готовили переводчиков и толмачей, а при команде инженерной - чертежников и картографов. В 1789 г. здесь при том же военно-сиротском отделении была открыта так называемая Азиатская школа для подготовки переводчиков и толмачей татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков.

В эти годы в Западной Сибири появляются и первые учебные заведения технического профиля. К таковым можно отнести упоминающиеся в книге Копылова геодезические школы, близкие по своей программе к навигацким. По типу уральских горных школ в Барнауле была создана комбинированная словесная и арифметическая школа с горнозаводской специализацией.

В течение 1789-1790 ггю на территории Сибири было организовано 13 народных училищ: 3 Главных - в Тобольске, Иркутске и Барнауле и 10 Малых - в Тюмени, Туринске, Таре, Томске, Кузнецке, Нарыме, Красноярске, Енисейске, Иркутске, Верхнеудинске.

Народное образование в Красноярском крае

К концу XVIII века город Красноярск во втором столетии своего существования сделал новый шаг вперед в своем культурном развитии. Значительное распространение получило домашнее обучение. В 1759 году открылась латинская школа для обучения детей духовенства. В школу ходило около 30 учеников . Через 30 лет в трапезной Воскресенского собора начались занятия Красноярского малого народного училища, которое в первый год посещали 100 мальчиков и девочек. Первые два года это была самая крупная в Сибири общеобразовательная школа. Присланный из Барнаула учитель Никита Звонников и его помощник из коренных красноярцев Матвей Тюменцев трудились много и самоотверженно. Звонников умер в Красноярске .

Благодаря развитию в XVIII веке книгопечатания расширился круг чтения горожан. По свидетельству ученого путешественника Д.Г. Мессершмидта, в 1723 году в Красноярске читали первую российскую газету «Ведомости». По инициативе медика и просветителя Степана Михайловича Кашкарева, участника академических экспедиций И.П. Фалька, П.С. Палласа и И.Г. Георги, в апреле-июне 1784 года в городе была основана первая в России уездная публичная библиотека.

Частично сохранившаяся копия книжной «росписи» показывает, что красноярцы получили преимущественно книги естественно-географического, исторического и нравоучительного содержания. Среди них были труды М.В. Ломоносова, путевые записки российских академиков И.И. Лепехина и С.Г. Гмелина, первый оригинальный учебник по географии, книги по датской и китайской истории .

www.microarticles.ru

Когда и как появились первые школы

24.04.2017 15:41 1826

школы, первые, появились, когда

 

Когда и как появились первые школы.

 

Школа имеет для человека очень большое значение, потому что именно в школьные годы мы получаем большинство знаний, которые используем потом на протяжении всей жизни.

Когда же появились первые в истории человечества школы и какими они тогда были? Для ответа на этот вопрос нам с вами нужно заглянуть в историю.

Первые упоминания о школах связаны с историей Древнего Востока, а точнее с народом называемым шумерами. О его существовании обществу стало известно лишь в  XIX (19) веке. К тому времени шумеры как народ уже давным-давно исчезли. 

Жил этот высококультурный для своего времени народ в низовьях таких рек, как Тигр и Евфрат. Шумеры знали и умели очень многое из того, что известно современному человеку - они пряли, занимались ткачеством, выковывали различные орудия труда из меди и бронзы, а также знали гончарное искусство и много чего еще. 

Еще за 3 тысячи лет до нашей эры, шумерский народ уже имел свою собственную письменность. Кроме того, им были знакомы основные правила алгебры - более сложного раздела математики.

Более того, у шумеров имелись даже школы, которые тогда назывались «домами табличек», потому что их ученики для занятий использовали глиняные таблички- на них писали, по ним читали и вообще учились. Скорее всего, именно эти учебные заведения и можно назвать самыми первыми школами в истории человечества.

Руководил такой школой уммиа, это примерно как сейчас директор. У него также было несколько подручных: учителя, помощник наставника - именовавшийся «старшим братом», а также человек, обязанностью которого было следить за дисциплиной. А надо сказать,что порядки в шумерскихшколах были очень строгие.

По названию самой школы, ее учеников называли «дети дома табличек». Отучившись, они получали должность писца.

Во времена Средневековья (период примерно с 5-го по 15-16 век нашей эры), самыми первыми учебными заведениями являлись школы находящиеся при монастырях и церковных приходах.

Посещать такую школу имели возможность только дети из богатых семей, поскольку обучение в них было платным. Все занятия здесь проводились на латинском языке. Детей обучали чтению, письму, простейшему счету, а также основам христианской религии и церковному пению. 

С XI (11) века стали появляться первые светские учебные заведения.То есть такие, в которых главным было изучение различных наук, а не только предметов связанных с религией.

В средневековой школе обучение делилась на два уровня, которые назывались ступенями. Во время обучения на первой ступени (она называлась тривиум) учащиеся изучали грамматику, риторику и логику.

В том случае, если учащийся добивался успехов в обучении, он переходил на следующую ступень (квадривиум), где преподавались арифметика, геометрия, астрономию, а также музыка. Полный курс обучения длился немного больше, чем в современной школе - от 12 до 13 лет.

А спустя еще два столетия самые крупные в Европе церковные и светские школы начали превращать в университеты. 

 

Что касается возникновения школ в Древней Руси, то они здесь появились еще до татаро-монгольского нашествия. Еще в 988 году от Рождества Христова, после принятия Киевской Руси христианства, Великий киевский князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», то есть опять же знатных и богатых. 

Брат князя, Ярослав Мудрый оснавалв Великом Новгороде школу для детей старост ( государственных служащих) и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном, то есть на старославянском языке.Ученики постигали науку чтения, письма, а также обучались основам христианской религии и счету (простейшим правилам математики). 

Существовали в Древней Руси и так называемые школы высшего типа.Это что-то вроде теперешних университетов. В них учащихся готовили к различной государственной и церковной деятельности. 

Помимо богословия в таких школах изучались философия, риторика, грамматика, а кроме того, учеников знакомили с научными трудами по истории, географии и естественным наукам.

В те далекие времена образование ценилось очень высоко. И в связи с этим в 1551 году было принято решение, о том, чтобы в доме каждого священика были созданы частные школы, для обучения детей грамоте. 

Как и в Европе, на Руси такие школы открывали при монастырях и церковных приходах. Преподавали в них конечно же священники, служившие в этих самых приходах и монастырях.

Но иногда учебные заведения содержали и светские люди.В этом случае учителями в них служили так называемые особые «мастера грамоты», которые получили образование за границей. 

Классы в таких школах были разнобойные, то есть в них могли одновременно учиться дети разных возрастов и разного уровня знаний - кто-то из них только начинал учить буквы, другие уже умели бегло читать, третьи и вовсе учились писать. Кроме изучения чтения и письма также преподавались нотная грамота и пение. 

Как и в Древней Греции, Египте и Риме, непременной частью обучения, в средневековой Руси, считались розги. Применялись они, как тогда говорилось , "для пущего усердия".

 

Получив в такой частной школе начальное образование, дети могли затем пополнять свои знания только читая книги, так как первое в России высшее учебное заведение,которым стала Славяно-греко-латинская академия, было открыто только в 1687 году.

 

В годы правления Петра Великого (с 1689 - по 1725) создание школ стало делом государственным. В одном из составленных царем планов было записано следующее: «Академии, школы, есть дело очень нужное для обучения народа». 

Традиция начинать учебный год именно первого сентября тоже уходит своими корнями в среднивековье. А все началось с того, что день 1 сентября в 1492 году был объвлен великим князем Иваном III первым днем нового года (Новолетием) и официальным церковно государственным праздником. 

Однако, стоит отметить, что тогда еще далеко не все учебные заведения начинали учебный год именно в этот день. Так было потому, что Российские гимназии подчинялись государству и строго соблюдали предписаные правила. В то время как частные учебные заведения начинали обучение тогда, когда это было удобно их содержателям.

С течением времени система образования менялась и школы естественно тоже. Теперь они такие, какими их знаете вы друзья. 

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

yznavaika.ru

Первые Школы На Руси

Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.

Эксперты и историки подсчитали, что самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Такая информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Получается, что зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Кроме того, имя именно этого князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.

Следует заметить, что проводить обучение в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. С 15 века учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».

Несмотря на такой рост строительства образовательных зданий, школа все еще не имела широкого распространения на всей территории Руси. Образование в Киевской Руси организовывалось систематически и повсеместно. Именно поэтому, первые школы на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. И только в начале 17 века изучение наук и искусств в школах началось по новому. В эпоху Петра 1 открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда, правда, до сих пор могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех  школах 17 века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык.

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают значительные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина.

 

fb.ru

Какими были школы от древней Руси до современности

1 сентября миллионы детей пошли в школу — так же, как их сверстники 100, 200 и даже 500 лет назад. На Руси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.

В IX веке, когда только появилось отдельное государство — Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов — языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги — Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад. Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» — 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород — самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии — церковно-приходские школы.

XI век

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» — собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

XVII век 

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы. Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

XVIII век

К этому времени вследствие развития уважения к человеческой личности, возникновения понимания важности развития человека, его образования для счастливой жизни возникло множество общеобразовательных школ, где учились мальчики, и частных пансионов для девушек.

На территории Российской Империи стали появляться профильные учебные заведения: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская школа; Медицинское училище; Инженерная школа, здесь тоже могли учиться только мальчики.

В это же время, в 1764 году, открылся Смольный институт для девушек, где они учились с 5-6 лет целых девять лет подряд. Там они получали комплексное образование: учились писать, читать, считать, изучали иностранные языки, брали уроки танцев, музыки, учились поведению в обществе, хозяйственным дисциплинам. В Смольном могли учиться только дети дворян. В 1869 году в России открыли первое женское учебное заведения с университетской программой — «Высшие женские курсы».

До начала двадцатого века школьникам жилось достаточно сложно, многие учебные заведения — это интернаты закрытого типа. Школьники постоянно там жили, очень редко, только лишь на праздники, они могли увидеть родных. Тем, кто хорошо учился и вел себя, устраивали встречи с родными прямо в помещении школы. О том, чтобы гулять по вечерам, ездить к друзьям в гости или просто где-нибудь веселиться, речь не могла идти — это было запрещено, это каралось разными извращенными трудовыми наказаниями. После 19.00 школьники не могли покидать помещение учебного заведения, где они жили, это происходило лишь в том случае, если они отправлялись куда-либо организованно, а это случалось редко.

Дети, которым посчастливилось учиться в обычной, по нашим меркам, открытой школе также жилось не на много веселее, чем воспитанникам школ-интернатов, ведь даже после того, как занятия в школе заканчивались, дети оставались под надзором учителя. Он каждый вечер захаживал домой к ребенку и проверял, занимается ли он уроками, не нужна ли ему помощь. Отправиться гулять или в гости без разрешения учителя было невозможно!

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина. 

В 1834 году была введена школьная форма. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В это же время появилась женская форма. И если форма мальчиков с тех пор менялась неоднократно, то женская форма — коричневое платье и белый фартук кардинально больше не изменялась.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

XX век

В ХХ веке среднее образование стало обязательным для всех. Именно тогда права мужчин и женщин на образование сравнялись, школы стали похожи на современные. Теперь дети ходили в школу каждый день и возвращались оттуда домой. После того, как ребенок выходил из школы, ответственность за его жизнь и здоровье начинали нести родители, и уже они решали, куда ему идти, когда выходить на улицу и до которого часа гулять. Конечно, оставались школы закрытого типа, они есть и сейчас, это в основном специализированные заведения: военные, музыкальные, танцевальные.

molportal.ru

История образования в России

История образования в России

Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. Школы открывались в столицах княжеств и при монастырях. В школах обучали грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве открылась первая школа для женщин]

О распространенности образования и грамотности населения в Древней Руси говорят берестяные грамоты и граффити на стенах.

Первым высшим учебным заведением стала в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. В XVIII веке были созданы первые российские университеты — Академический университет при Петербургской Академии наук (1724 год) и Московский университет (1755 год). С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Началом государственного женского образования стоит считать 1764 год, когда был основан Смольный институт благородных девиц, при котором в следующем году открылось отделение для „мещанских девиц“, готовившее гувернанток, экономок, нянь. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.

В 1779 году при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России.

В начале XIX века система образования в России претерпела изменения. По уставу 1804 года образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства[32].

Были созданы учебные округа во главе с попечителями, систему образования округа возглавлял университет.

При Николае I после восстания декабристов образование стало более консервативным. Школы были выведены из подчинения университетам и напрямую подчинены попечителю учебного округа, назначаемого Министерством народного просвещения. Частные учебные заведения были закрыты или преобразованы для большего согласования их учебных планов с учебным процессом в государственных училищах и гимназиях. Высшие учебные заведения были лишены автономии, ректоры и профессора стали назначаться Министерством народного просвещения

В ходе реформ Александра II при университетах стали создаваться высшие женские курсы — организации, дающие для женщин образование по программам университетов (хотя высшим образованием это еще назвать нельзя). Первые такие курсы были открыты в 1869 году. Статус высших учебных заведений высшие женские курсы получили лишь незадолго до революции 1917 года. В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования. Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технических, сельскохозяйственные и другие).

В 1863 году университетам была возвращена автономия, отменены ограничения на прием студентов. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы)

После Октябрьской революции произошло кардинальное изменение системы образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР.Частные учебные заведения были запрещены, образование стало бессословным и общедоступным

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет „О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР“ от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

В 1923 году совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР была введена плата за обучение в старших классах школы и вузах. От платы освобождались некоторые категории граждан — военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, государственные стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за обучение не взимается в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах Плата за обучение сохранялась до 1950-х годов.

Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Всем отличникам учебы, обучавшихся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Её основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

multiurok.ru

Кто придумал школу?

кто придумал школу

Наверное, многих людей волнует вполне несложный вопрос, кто придумал школу. Таким вопросом зачастую задаются дети, которые по незнанию определенных предметов начинают злиться на учителей, заставляющих писать контрольные работы, диктанты, сочинения и т.д. А потом экзамены… О, это для некоторых невыносимо сложный процесс.

Появление первых школ было обусловлено потребностью государства в грамотных людях. Развитие образовательной сферы давало толчок к развитию, как государства, так и самого общества в целом. Впервые упоминания об учебных заведениях появились в таких странах как: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, а также Месопотамия. До возникновения первых школ известно, что обучение происходило либо в домашних условиях, либо совсем отсутствовало. Что касается учебных дисциплин, которые присутствовали в выше указанных заведениях, то они имели некоторые различия в зависимости от государства, где происходило обучение. Например, большое внимание в Древней Греции уделялось таким направлениям воспитания как интеллектуальное и физическое. В то же время в Древнем Египте образование большей частью сводилось к обучению письменности.

Имя того, кто придумал школу и был основателем школьного образования в Древнем Египте и других странах востока на данном этапе неизвестно. Но следует указать, что у первоистоков школьного образования в Древней Греции стоят Платон и Аристотель.

Кто придумал школу и зачем?

Развитием общества в целом, а также отдельных ее стран и городов обусловлено появление социальных институтов, которые в дальнейшем имели название школ. Обществу необходимо было наличие образованных, квалифицированных, знающих людей, которые в будущем могли вывести ту или иную страну на более высокий уровень развития. Изначально не все дети могли посещать учебные заведения. Сначала лишь дети высокопоставленных чинов могли себе это позволить, но около ста лет назад была принят документ, зафиксированный Европейской конвенцией по правам человека, в котором говорилось, что все дети имеют право на получение образования.

В данный период времени известно, что основополагателем создания школы в современном виде был Ян Амось Коменский – он по праву заслужил звание создателя школы. Именно этот известный педагог и писатель ввел классно-урочную систему и довел школы до вида, который мы с вами сейчас имеем.

Создатель первой школы

Первые школы появились в античные времена в Древней Греции. Обучение, которое происходило в эти времена, имело мало сходств с нынешним методом. Изначально к учителю-философу приходил лишь один ученик, с которым велось обучение. И лишь позже детей стало больше и поэтому занятия начали проходить на площадке открытого типа. Это обучение проходило в форме дискуссий, и лишь изредка слушателям давались лекции. Такую форму обучения предложил Платон, назвав ее академией. Период посещения такой школы был приблизительно 3-4 года. Похожее учебное заведение предложил и другой кто придумал школу имягреческий философ Аристотель. Форма обучения была схожа, лишь название он дал иное - лицей.

Кто придумал школу в России?

Система школьного образования в России зародилась в 18 веке. Идеей введения такого новшества в стране является Петр Первый. Именно этому человеку принадлежит идея основания школ по всей территории России. Документально известно, что занятия начинались после того, как заканчивалась работа на полях, в октябре-ноябре месяце. Что касается гимназий, то они начали действовать в начале того же восемнадцатого столетия.

kak-bog.ru